|
Яков Скворцов
Яков Скворцов

Датчанка, спасшая двух еврейских младенцев, признана Израилем

Датчанка, спасшая двух еврейских младенцев, признана Израилем
Ане-Лиза Бюлов-Йесперсен и спасенные ею «дети», Бирте Сабов и Макс Солове, Дания, 2013

«Я хотел бы поблагодарить вас, Ане-Лизе Бюлов-Йесперсен, за ваш мужественный поступок: помощь двум еврейским младенцам, оказавшимся вдали от своих родителей, которые были вынуждены бежать в Швецию во время немецкой оккупации. Ваш поступок демонстрирует самые основы порядочности и гуманности: помощь ближнему, попавшему в беду, особенно самым уязвимым человеческим существам — новорожденным младенцам».

Это благодарственное письмо от посла Израиля в Дании Давида Акова было вручено в прошлом месяце 103-летней датчанке Ане-Лизе Бюлов-Йесперсен в присутствии двух «младенцев», которых она спасла во время Холокоста: им сейчас по 80 лет.

За запоздалым признанием поступка пожилой датчанки стоит Итамар Векслер из Тель-Авива, который узнал об этой уникальной истории спасения несколько лет назад от Макса Солове, одного из «младенцев», который является троюродным братом Векслера. Солове родился в Дании в августе 1943 года, примерно за два месяца до драматического спасения датских евреев, в ходе которого они были эвакуированы в соседнюю Швецию.

0044258391a2fe28f80f6951a9f95369e5d7b53a.jpg
Бюлов-Йесперсен и другая медсестра с Бирте Сабов и Максом Солове, Дания, 1945

Поскольку он был слишком мал, чтобы путешествовать с родителями, его перевели в Diakonissestiftelsen, церковное учреждение, включавшее в себя больницу и детский сад, в районе Фредериксберг в Копенгагене. Там его прятали около 18 месяцев вместе с еврейским ребенком чуть младше, Бирте Сабов, родители которой также были эвакуированы в Швецию. Ане-Лизе Бюлов-Йесперсен, которой в то время было 22 года, заботилась о них все это время. В 1945 году родители детей благополучно вернулись из Швеции, и семьи воссоединились.

«Нет сомнений в том, что многие служащие Диаконисштифтельсена в те годы подвергали себя опасности, когда прятали и выхаживали раненых участников Сопротивления, так же как они спасли двух младенцев. Они заботились о малышах и защищали их с преданностью и риском для жизни», — говорит Векслер. Бюлов-Йесперсен — единственный оставшийся в живых член группы из Диаконисштифтельсена. «Ее характер скромен и полон сочувствия. Нет сомнений, что она действовала из любви и глубокого чувства долга, а не для того, чтобы получить награду», — добавляет Векслер.

Спасение датских евреев в октябре 1943 года — уникальная история. Германия оккупировала Данию в апреле 1940 года. Согласно нацистским расовым теориям, датчане принадлежали к арийской расе, поэтому немецкая оккупация Дании была относительно умеренной, и большинство государственных учреждений продолжали функционировать. Положение евреев в стране почти не изменилось в первые годы оккупации, но осенью 1943 года оно резко ухудшилось.

230fdd2157b0133bcc89bfaf6489d633d4a7f96c.jpg
Макс (справа) и Бирте, 1945

Вследствие активизации датского Сопротивления, выразившейся в учащении актов саботажа, Германия планировала ограничить автономию Дании. В знак протеста датское правительство ушло в отставку. Немецкий военный губернатор объявил чрезвычайное положение, а немецкие оккупационные войска начали подготовку к депортации 7800 датских евреев. Весть о планируемой облаве была передана, евреи были предупреждены, переведены в укрытия и в рыболовецкие порты, откуда их переправили в Швецию. Многие простые датчане внесли свой вклад в спасательную операцию.

Хотя некоторые датчане были настроены пронацистски и даже вступали в Ваффен-СС и участвовали в военных преступлениях, спасательная операция датского подполья является исключительным событием благодаря всеобщему согласию и решимости многих датчан из всех слоев общества — интеллигенции, священников, полицейских, врачей, рабочих — спасти евреев.

da8e9e4129a52426959685d72354643e88d04d71.jpg
Макс и Бирте, 1945

Благодаря мужеству членов Сопротивления и других участников операции, а также близости Швеции, в течение трех недель в октябре 1943 года 7 200 евреев и около 700 их родственников-неевреев были перевезены в безопасное место. В некоторых случаях евреев ловили местные власти; некоторые не хотели уезжать; у других не было средств или связей, позволяющих им отправиться в путь. В общей сложности 482 еврея, в основном пожилые и больные, были схвачены и депортированы в лагерь Терезиенштадт.

Около 150 еврейских детей, в том числе Макс и Берте, остались в Дании, слишком маленькие, чтобы путешествовать. Некоторые из них выжили, поскольку получили убежище в различных учреждениях. Эта глава в истории Холокоста малоизвестна и до сих пор не изучена досконально. «Многим родителям трудно говорить о болезненной разлуке со своими младенцами», — пишет датская газета Ekstra Bladet в статье, посвященной этой теме, опубликованной в 2022 году.

0aa5ed0aa0e63ef6a48e2ef9332811343e6dcf05.jpg
Мать Бирте с детьми вскоре после возвращения из Швеции, 1945

В последние годы Векслер провел глубокое расследование истории спасения Макса и Бирте. Он и Ханне Фойгель, исследователь датского еврейства, нашли в архивах Датского музея истории медсестринского дела свидетельство Былов Йесперсена от 2016 года. «В детском отделении у нас было двое еврейских детей. Они поступили в младенческом возрасте. Их родители уехали в Швецию. Они были слишком маленькими, поэтому они находились у нас на протяжении всей оккупации, — сказала она в одном из интервью. — Они были абсолютно здоровыми детьми».

Ида Сабов, мать Бирте, подтвердила этот рассказ в своих показаниях Фонду Шоа при Университете Южной Калифорнии в 1996 году. В своем интервью Ида рассказала, что через несколько недель после рождения второй дочери, Бирте, она поняла, что ей придется бежать вместе с мужем и их старшей дочерью, которой было около двух лет. Датский подпольщик, организовавший их побег, сказал ей: «У меня есть возможность перевезти вас в Швецию, но мы не можем брать новорожденную, потому что она может подвергнуть опасности всех. Если она заплачет, то подвергнет опасности всех на корабле». На помощь ей пришла подруга-христианка Харриет Педерсен: Она связалась с местным священником, который нашел для Бирте укрытие.

«Я не понимаю. По-моему, эта девочка не выглядит больной. Я осмотрел ее со всех сторон, и она кажется мне здоровой», — сказал врач из церковного приюта, который осматривал ее. «Но вы должны», — ответила Педерсен, в ответ она обняла ее и согласилась принять ребенка на «лечение», хотя она не была больна.

Записи о госпитализации младенцев хранятся в муниципальном архиве Фредериксберга. В записях Бирте говорится, что она была госпитализирована в октябре 1943 года с грибковой инфекцией и энтеритом (воспалением кишечника) и пролежала там 619 дней, пока ее не выписали в июне 1945 года. «Милая, замечательная девочка. Выписывается, так как родители вернулись из Швеции, поскольку преследование евреев закончилось с окончанием войны», — говорится в записях. В карточке Макса говорится, что он был госпитализирован из-за «инфекции уха/горла» и был выписан через 646 дней. «Я не помню, чтобы нам было очень страшно, но были ночные смены... когда я слышала топот сапог немцев на улице», - рассказала в своих показаниях Бюлов-Йесперсен.

a67a305cf2821eca2f0f7183ed6fc64d53e2298c.jpg
Макс, Бирте и Ане-Лизе в Копенгагене, 2023

Векслер передал все материалы в «Яд Вашем» в надежде, что израильский мемориальный центр Холокоста признает монахиню за то, что она рисковала своей жизнью ради евреев. «Яд Вашем не признал ее Праведницей народов мира, но счел уместным отправить ей письмо с благодарностью», — сообщили недавно изданию Haaretz.

«Оказалось, что Яд Вашем не мог признать ее Праведницей народов мира, потому что она действовала в составе Диаконисштифтельсена, и фактически можно сказать, что она сделала то, что от нее требовалось — хотя нет сомнений, что она сделала гораздо больше», — сказал Векслер. Малыши и сестра снова встретились в 2010 году, после того как Бирте попыталась выяснить, жив ли еще кто-нибудь из сотрудников учреждения, в котором ее укрывали. С тех пор они поддерживают связь.

Похожие статьи