Точный рецепт

В этой главе Моше Рабейну продолжает давать свои прощальные указания. Он увещевает евреев (Ваэтханан 4:1‐3) соблюдать все законы, которые дал им Б‐г, чтобы удостоиться хорошей жизни в Земле Израиля. Он велит им не прибавлять к заповедям Торы и не убавлять от них. Например, к одежде следует привязывать четыре кисти цицит, а не три и не пять. Б‐жественные слова вечны и не подлежат никаким изменениям.
Если бы Тора со всеми ее подробностями была написана людьми, то вполне можно было предположить, что в процессе написания люди случайно, а то и нарочно делали к ней собственные прибавления и отклоняли ее от изначальной сути. Но поскольку Тора была написана Б‐ гом, ее описание шестисот тринадцати заповедей в точности соответствуют Его намерениям. Более того, ее принципы и указания, как вести себя в любой ситуации, применимы во все времена. Чем глубже человек вникает в Тору, тем больше он найдет нужного для себя, будь то решение проблемы или выбор правильного пути, закон (алаха) или взгляд на жизнь. Торе есть что сказать по поводу всего, даже самых последних технологических новинок.
Например, Тора учит, что в Шабат нельзя зажигать огонь. Когда изобрели электрическую лампочку, мудрецы того времени заново углубились в Тору, чтобы выяснить, считается ли ее включение зажиганием огня. Если человек с должным трепетом относится к служению Б‐гу и усердно изучает Тору, он может вывести из нее все нужные ответы и решения.
Тора ‐ генеральный план мироздания, и поэтому в ней можно найти намеки на все, что произошло или еще произойдет в мировой истории. Среди прочего, ее Б‐жественность очевидна из того, как она определяет кашерность разных животных на основе их физических атрибутов. Постановив, что для кашерности необходимы два признака, раздвоенные копыта и пережевывание жвачки, Тора поясняет, что у четырех животных есть только один из этих признаков, но не другой. За все тысячи лет, прошедшие с момента ее дарования, несмотря на открытие многочисленных, невиданных доселе животных, так и не было найдено ни одного, у которого тоже был бы только один признак кашерности. Число четыре было дано Торой не в соответствии с тогдашними научными знаниями, а в соответствии с вечными истинами.
Наше дело ‐ не выдвигать собственные идеи о нравственности и правильности того или иного пути. О том, что выше человеческого понимания, нас может просветить только Б‐жественный разум Торы. Наша задача ‐ глубоко анализировать каждую заповедь, параметры и принципы которой определены с Б‐жественной точностью. Если будем им следовать и не срезать углы, ведомые собственной логикой или чувствами, то нам гарантировано истинное благо в награду за то, что полностью полагаемся на Б‐га и Его слово.


Автор:
Похожие статьи