Политика в еврейской традиции

Три тысячи лет тому назад, когда в Израиле создавалась государственность, закон Торы предоставил евреям возможность назначать над собой царя и установить систему государственного управления (Дэварим 17:14-15). Однако при условии, что во главе еврейской страны будет достойный человек, которого приведёт пророк по воле Творца, и он будет избран семьюдесятью мудрецами Торы (Сефер hа-хинух «Шофтим» 477).
Но пророк Шемуэль ещё в то время предупреждал, что евреи потеряют свободу,     заменив над собой власть Небес на власть человека, даже самого праведного и мудрого (Шемуэль ו, 8:1-22). 

Значительная часть евреев в настоящее время находится в изгнании. Не следует вмешиваться в судьбу коренного народа и влиять на изменение политического строя страны. В любой стране, кроме Израиля, евреи являются меньшинством и даже полностью ассимилированные, они всегда будут отличаться от коренного населения. Даже получая ощутимую пользу, коренное население неприязненно относится к  еврейскому влиянию на свою жизнь.

Но и там, где власти декларируют равноправие, осуществление прав евреев имеет границы, при этом условном равноправии следует остерегаться от активного участия в политической жизни. Если гражданин страны идёт голосовать на избирательный участок, он заявляет о своём доверии тому или иному кандидату, той или иной партии. Но ни у кого нет гарантии, что наше доверие будет оправдано и не придёт скорое разочарование.  
Об этом предупреждали наши мудрецы: «Будьте осторожны с властями, ибо они приближают к себе человека только для собственных нужд, прикидываются друзьями, когда им это выгодно, но не помогут человеку в трудное для него время» (Авот 2:3). 

История сохранила имена евреев, занимавших важные посты в государственном управлении, которые были в конце концов вынуждены скрываться от преследования и искать спасения на стороне.  Дон Ицхак бен-Иеhуда Абрабанель (Абарбанель)  был советником португальского короля Афонсу V. Он сначала бежал в Кастилию, где в 1484 стал министром финансов у Фердинанда Католического, а потом в Неаполь, и в итоге разделил участь своего народа. Свои дни он закончил в изгнании, на Корфу.
Другой знаменитый еврей Иосеф Наси, один из самых богатых людей в своё время, содержавший европейских королей, бежал из Испании и скрывался в Нидерландах под маской христианина, потом бежал в Турцию. 

Не станем перечислять великое множество придворных евреев, укреплявших экономику европейских государств, подобных Шафирову, министру финансов у Петра Первого. Остановимся на наиболее ярком примере, который даёт нам история с Троцким (Лейбом Давидовичем Бронштейном). 
Он боролся против государственной власти России, участвовал в создании Красной армии, был министром и председателем Реввоенсовета РСФСР, затем СССР и т.д. И в мае 1940 года по заданию Сталина и при содействии знаменитого мексиканского художника Сикейроса был убит тайным агентом НКВД Григулевичем.   
Как известно, благие намерения Троцкого и его друзей осчастливить мир привели к трагическим последствиям.  

Тора не препятствует участию в общественной жизни той страны, где живут евреи, но ограничивает вмешательство в политический строй, ведь вполне достаточно других видов деятельности, доступных евреям. Еврейское поле деятельности – наука и техника, экономика, торговля, медицина, литература, музыка и т.д. При условии, что вся эта деятельность соотвествует еврейской традиции. 

Более того, «Раби Ханина, замещавший первосвященников, говорил: Молись о благополучии державы – ведь если бы не страх [наказания], люди глотали бы друг друга живьем» (Авот 3:2). Поэтому евреи читали молитвы о благоденствии монархов тех стран, где они жили, и должны благословлять правителей в наше время, конечно, если они не совершают преступления против человечества.

Следует помнить, что Всевышний поставил еврейский народ перед другими народами, как духовных наставников, сказал: «А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Шмот 19:3-6). 
Миссия Израиля – не участие в политических играх, а освящение Имени Всевышнего. У евреев, считающих себя гражданами страны, где они родились, приобрели язык, где они живут, нет обязанности участвовать в религиозных или партийных распрях и низвергать правительства, пусть этим занимается коренное население. Такое вмешательство губительно для всех. 
 
В наше время роль «придворных евреев» в разных странах исполняют ассимилированные государственные советники, удалившиеся от Торы. Сомнительно, что их влияние полезно коренному народу и евреям, но вред очевиден. Ибо, силясь доказать свою лояльность коренному народу, они проявляют большую нетерпимость, чем откровенные враги еврейского народа, а их благие намерения принести пользу своей стране приводят к печальным итогам.

Евреи обязаны содействовать духовному благополучию народов. Может быть это одна из причин рассеяния евреев среди них. Ведь благодаря евреям мир узнал такие законы, как не воруй, не убивай, не свидетельствуй ложно, не прелюбодействуй и т.д. 
Это Тора дала миру такие понятия, как милосердие и цэдока, справедливость по отношению ко всем существам. 

Евреи, независимо от места своего жительства, в первую очередь евреи Израиля, обязаны соблюдать свои традиции. 
Еврейский характер государства Израиль следует подтверждать законами Торы, а не общими декларациями. Переход к другим ценностям, отличным от тех, что даёт Тора, всегда ведёт еврейский народ к новым страданиям.
Когда в Израиле создают государственные структуры по примеру других народов, Израиль перестаёт быть еврейской страной. 

Евреи обязаны защищать свою страну, свой дом, с оружием в руках, но не могут  насильственно менять власть, даже когда она противоречит еврейской традиции. Поэтому в современном Израиле до сих пор нет активного сопротивления власти, жестоко преследующей евреев за любовь к Эрец Исраэль. 

Тот, кто не согласен с существующим режимом, пусть не подчиняется, когда его  принуждают совершить преступление, но тщательнее исполняет и изучает законы Творца. Подобно тому, как раби Акива, не смотря на запрет властей, продолжал обучение Торе.
Рав Рафаэль Айзенберг предлагает сконценрировать своё внимание на  заботу о сохранении нравственности в обществе, на содействие в духовном, культурном, моральном и патриотическом образовании и воспитании детей, на дела милосердия и благотворительности («Выживание. Израиль и человечество»).
Следует помнить, что Тора дана не только для того, чтобы евреи соблюдали шабат, кашрут, имущественные законы, но и для того, чтобы научить людей жить в мире и любви друг к другу. Как сказано: «…цени мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе» (Авот 1:12).


Автор:
Похожие статьи